Книги писателя Лимарева В.Н.

Джей Стивенсон (Великобритания)  – доктор философии.

 

Философский и религиозный даосизм.

 

Афоризм. Лао Цзы

 Даосизм уходит корнями в далекую и таинственную древность.  Дао - нечто очень таинственное. Его нельзя понять, ему нельзя дать определение. Но, не смотря на свое загадочное происхождение, даосизм достаточно прост для понимания, так как обладает способностью охватывать целое. Дао лежит в основе всех вещей, включая природу и человеческую душу, общество и государство. Даосизм всеобъемлющее учение, которое имеет свою точку зрения почти на всё.

 

Книга «Дао-Дэ-Цзин» одинаково священна для двух различных направлений даосизма – Дао-цзя (философский даосизм) и Дао-цзяо (магический  или религиозный даосизм) изначально  даосизм возник как философское течение, религиозные идеи он начал впитывать в себя  намного позже.

Философский даосизм, дао-цзя, рассматривает Дао с точки зрения природы и человеческих отношений. Хотя Дао – это величайшая тайна, его проявления мы можем видеть и чувствовать.  Наблюдая, как проявляется Дао, мы учимся правильно мыслить и поступать. С философской точки зрения в Дао нет ничего божественного или мистического – поэтому нет никаких оснований поклоняться перед ним.

Религиозный даосизм, дао–цзяо, рассматривает Дао как  некую божественную силу. Его приверженцы верят, что познание этой силы дает человеку сверхъестественные способности. С помощью Дао можно даже достичь бессмертия. Религиозные даосы, когда излагают свое учение, тоже обращаются к трудам Лао-Цзы и других представителей философского даосизма.

Дао-Дэ-Цзин считается главной книгой даосизма. Но не следует забывать, что все это лишь одно из многих произведений, написанных даосскими мыслителями.

 

Даосские мыслители:

 

Лао-цзы. Легендарный основатель даосизма. Родился около 600 г до н.э. считается автором «Дао-Дэ-Цзин . Однако некоторые ученые полагают что произведение написано несколькими философами гораздо позже, около 250 г до н.э.

 

Ян Чжу. Даосский отшельник, жил примерно в 5 или 6 в до н.э.. считается, что он был пессимистом и фаталистом. Его девиз был: «Каждый за себя». Ян Чжу избегал общества и считал, что любые попытки изменить мир нелепы. До наших дней не дошло ни одного произведения Ян Чжу, но его учение изложено в сочинении Ле-цзы.

 

Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.) Написал «Чжуан-цзы», любимое произведение даосских интеллектуалов. Книга «Чжуан-цзы», в отличии от «Дао-Дэ-Цзин», в большей степени сосредоточена на вещах отвлеченных, духовных, и в меньшей степени касается общественных и государственных проблем.

 

Ле-цзы. Даосский отшельник, который считается автором текста «Ле-цзы», написанного примерно в 300 г до н.э.. В этой книге чаще, чем в других даосских памятниках, обсуждаются конфуцианские идеи.

 

Понятие «Дао-фу».

 

Дао неизменно, но в природе оно проявляется через непрестанные изменения, вещи меняются, стремясь к равновесию. Говоря о равновесии, даосы употребляют термин «Фу», что значит возвращение. «Фу –это возвращение всех вещей от крайностей к равновесию и гармонии. Знаменитое изречение из «Дао-Дэ-цзин» гласит: «Движение Дао возвратно».

Фу это природный процесс, но то же самое понятие можно применить и к человеческим судьбам. Фу говорит о том, что жизнь человека не может быть только хорошей или только плохой. Жизнь представляет собой разнообразные переплетения этих качеств. Одно не может существовать без другого. За черной полосой последует белая полоса. Всюду властвует равновесие.

Афоризм. Лао Цзы

Даосы рассказывают легенду, которая поясняет понятие  «фу»  и его значение в жизни людей.

 Жил-был крестьянин-даос. Однажды у него убежала  лошадь. Это была очень плохая новость, так как на лошади держалось все хозяйство. Сосед крестьянина, узнав об этом несчастье, сказал: «О, плохи твои дела!» А крестьянин лишь поржал плечами и смерился с этой потерей. На следующий день его лошадь вернулась и привела с собой дикую лошадь, с которой подружилась. Сосед крестьянина не поверил своим глазам, увидав это,  воскликнул: «Вот это да! Две лошади! Везет же людям!» А крестьянин снова лишь пожал плечами и продолжал заниматься своими делами, как будто ничего необычного не случилось….

Принцип «Фу» применяется ко всему, включая природные явления и человеческие поступки. Он означает возвращение всех вещей к истокам. Бытие рождается из небытия. Кто-то умирает, кто-то рождается. Это стоит воспринимать вовсе не как несчастье, а способ восстановления равновесия между жизнью и смертью.

Даосские философы считают подобное положение естественным и связывают его с принципом Дао. Даосов не пугает смерть, ибо они знают, что Дао неизменно. Даосы говорят, что смерть единственный путь к дальнейшей жизни. Жизнь движется по кругу. И если Вы признаете тот факт, что ваше жизнь когда-то началась, вы не можете не принять тот факт, что она однажды подойдет к концу.

Фу – всего один аспект даоского учения о равновесии

Другой аспект это учение о противоположных началах Инь и Ян. Это два дополняющих друг-друга начала, они олицетворят: свет и тьму, отрицательное и положительное, пассивное и активное, женское и мужское и т.д. Все существа во Вселенной содержат в себе Инь  и Ян, благодаря чему существует гармония.

 

Источник:

 

Джей Стивинсон, доктор философии: «Восточная философия».

  • главная