Книги писателя Лимарева В.Н.

Будченко Е. А.

Основные понятия философии даосизма.

 

Дао.

Цзин: древняя китайская «Книга перемен».

 
Дао означает Путь постижения законов природы, её закономерностей. Учение
призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао,
универсальным принципом гармонии. В даосской космологии Дао выступает как
первопричина и источник творения. В этом смысле Дао трактуется как абсолютная,
не поддающаяся описанию категория, извечный вселенский принцип. В начале Дао-дэ
цзин сказано: «Дао, о котором можно говорить, не есть истинное Дао».  В
трактате также сказано о последовательности сотворения этого мира: «Дао рождает
одно, одно рождает двух, два рождают трёх, трое рождают все вещи. Все вещи
содержат инь и несут ян, которые взаимодействуют в неиссякаемом
потоке энергии ци».
О Дао говорится как о «начале и материи десяти тысяч вещей», то есть
сущностной основе бытия. Проявления Дао спонтанны и осуществляются без
усилий. Порождая жизнь, Дао не владеет объектами творения. Оно само
воплощение естественного процесса, ничем не ограниченного, но производящего
непрерывный ряд заурядных, ограниченных по своей сущности вещей. Часто Дао
сравнивают с водой. Вода нежна и текуча, но обладает потенциальной мощью,
капля за каплей разрушающей камень. Следовать Дао значит естественно и без
сопротивления отдаваться потоку реки жизни.
Дао не есть бытие или не бытие. Это то, что является первопричиной. Дао
универсально. Всепроникающе и не поддаётся разрушению. С точки зрения
метафизики  Дао невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств,
постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и
форму всему на свете, порождает всё сущее, и в то же время, является конечной
целью любого проявления. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом
смысл, цель и счастье жизни.  Согласно даосской философии, движению
предшествует отдых, а действию – состояние покоя. Соответственно, Дао
является основой любого процесса, само по себе оно неподвижно, но является
началом любого движения. Дао не есть нечто, подвластное интеллектуальному
осмыслению. Человек может осознать лишь смысл, не поддающийся словесному
выражению.
     

Дэ.

 
Дао не познаваемо, но вездесуще. То, о чём можно говорить, называется дэ. Это
понятие демонстрирует Дао в действии, проявляет его потенциальную энергию в
объектах творения. Для даосов это утверждение имеет скорее практический
смысл, а не метафизическую констатацию особенностей мироздания. Если субъект
или объект следуют Дао, т. е. действуют естественным образом, их наполняет
энергия, т. е. дэ. При этом не имеется ввиду сила, стремящаяся к
насильственным изменениям, что противоречило бы самой сути учения, а сила
естественная, полностью выявляющая природный потенциал. По аналогии с водой,
Дао подобно потоку, силу течения которого представляет дэ.
     

Ци и Мин.

 
Буквально слово ци означает дыхание, тонкую энергетическую
первоматерию. Ци - материя, воздух, эфир, газ, дух,  жизненная сила,
заключённая во всём сущем, жизненная энергия - это не только матери­альная
субстанция, но и некоторые флюиды, элементы духовного на­чала. У ранних даосов
ци выступает в масштабе космически  уни­версальном,  ци  непосредственно
связано со всей вселенной,  с Дао,  с небом и землей, с четырьмя сезонами
года, образует основу как физической,  так и психической жизни челове­ка. Ци
рассматривается как движущая сила вселенной. Идеальным состоянием для даосов,
как отмечалось ранее, является слияние с Дао, источником, дарующим абсолютное
удовлетворение и изначальную естественность.  Достигший такого состояния более
не вступает в бессмысленную борьбу за существование и не ставит перед собой
ложных целей. Такое совершенное состояние называется мин 
(просветление); состояние подразумевает осознание вечного закона чан,
неизменного, но вызывающего процесс перемен и контролирующего его действие в
проявленном мире.
     
     

Инь и Ян.

 
В выше приведённой цитате из «Дао-дэ цзин» был описан космологический процесс
творения, где есть прямое указание на первичное образование материи от одного к
двум. Упоминание двух – это прямая ссылка на первоначальное появление двух
начал, инь и ян.  Теория инь и ян уходит корнями в глубину
веков, но своему оформлению она обязана Цзоу Яню, который жил в IV в. до н. э.
Теоретическая  основа этого учения рассмотрена также в «И-цзин».
Инь – это тёмной, женское, ян - это светлое, мужское начало.  Они олицетворяют
два типа вселенских сил, воплощённых в пяти элементах, которые в свою очередь
составляют суть мира.  Так же как Дао устанавливает равновесие, инь и ян
нуждаются в нём.  Подобно солнечной и теневой стороне горы, инь и ян
нераздельны и дополняют друг друга.  Жизнь не может быть окрашена только в
тёмные цвета и наоборот. Думать по другому – это значит проявлять
безрассудство. Попытка воспринимать жизнь, как нескончаемый поток удовольствий
заранее обречена и ведёт к разочарованию. Точно так же невозможно быть
стопроцентным мужчиной или стопроцентной женщиной. Это является базовой
концепцией даосизма: сбалансированный подход ко всем явлениям природы и
корректировка в случае нарушения естественного равновесия.  Данную концепцию
выражает символ великого предела – тайцзи.
                                        [                                        
Чёрный цвет символизирует инь, а белый – ян. Две противоположности составляют
единое целое, дополняют одна другую и перетекают друг в друга. Все вещи
характеризуются наличием как мужского, так и женского начала, проявлением как
тёмного, так и светлого, причём женское начало обязательно содержит элементы
мужского и наоборот. Одновременно тайцзи олицетворяет непрерывное движение,
непрекращающийся процесс. Символика инь-ян пронизывает все сферы
китайского национального уклада жизни и культуры.  Философию инь-ян можно
считать констатацией существующего порядка вещей. Даосизм не утверждает, что
жизнь изначально безоблачна, а страдание является лишь досадной случайностью.
Основа любого жизненного явления – это баланс роста и угасания, радости и
печали, приобретения и потери. Именно понимание двойственности всего сущего
позволяет жить счастливо и независимо от чёрных и белых полос в жизни.
Существует ещё одно проявление баланса инь-ян: инь – это пассивное начало,
покой и рефлексия; ян – это активная и созидательная мощь. В идеале эти силы
необходимо уравновесить. Даосы утверждают, что в жизни человека должны
чередоваться периоды активности и созерцательного покоя, иначе его
деятельность будет неэффективной.
Личность человека также отражает аспекты инь и ян. Независимо от половой
принадлежности человек имеет как женские, так и мужские качества.
Противостояние инь и ян является инициатором процесса перемен и в принципе
неразрешимо. Данное утверждение  - основная предпосылка даосского
мировоззрения,  согласно которому противоречивость человеческой натуры
отражает всеобщий принцип вещей. Согласно представлениям даосов, личность
человека не может быть идентифицирована как  постоянная величина, т. к.
человек становится таким, каким его делает непрерывный процесс перемен.
     
     

Фэн-шуй.

 
В то время как медитация добивается гармонии внутренних ресурсов человека, 
фэн-шуй представляет собой искусство жить в гармонии с миром. Буквально
фэн-шуй переводится как ветер и вода, то есть обозначает
природные стихии, формирующие ландшафт.  Искусство фэн-шуй связано с теорией
присутствия ци (жизненной силы) в среде обитания.  Мастер фэн-шуй
знает, как обустроить окружающую среду наилучшим образом, то есть так, чтобы
обеспечить оптимальный поток ци.  Для обеспечения гармоничного потока энергии
имеют значение архитектурные особенности строения, его положение на местности и
даже интерьер.  Отдельные помещения должны располагаться в соответствии с
потребностями и аспектами жизни обитателей дома. Мастер фэн-шуй может
посоветовать, как сделать жилище уютным и пригодным для гармоничной жизни.
С позиции базовых философских понятий можно сказать, что фэн-шуй доводит
искусственно созданные вещи и внешние аспекты жизни до совершенства,
используя знание законов природы. Гармонично построенный и правильно
расположенный дом будет выглядеть привлекательно и обеспечит поток
сбалансированной энергии. Фэн-шуй говорит о том, что философия даосизма не
отказывается от бытовых аспектов жизни, а применяет базовые метафизические
концепции на практике с целью улучшения энергетики и обеспечения достойных
условий жизни.
     

Ву-вей.

 
Ву-вей обозначает воздержание от активных действий.  Этот термин можно
перевести, как невмешательство, хотя это понятие не подразумевает абсолютной
пассивности. Наоборот, это действие, но осуществлённое в соответствии с двумя
принципами:
-         ни одно усилие не должно быть потрачено даром;
-         не следует делать ничего противоречащего законам природы.
Таким образом, ву-вей можно перевести, как спонтанное или естественное
действие, действие, которое человек совершает интуитивно, не планируя. Это
действие мотивированно реальными обстоятельствами.  Часто человек поступает
вопреки своей натуре с целью – доказать какую-либо идею или принцип. В такой
ситуации возникают личностные противоречия: эмоции подсказывают одно,
рациональное начало – другое, сознание – третье. В таких условиях поступок
малоэффективен и неестествен, так как является результатом компромисса между
разными сферами сознания. Действуя же согласно ву-вей, человек не задаётся
вопросом правомочности поступка, а просто совершает  его.  Человек должен
действовать только тогда, когда заранее известно, что его поступок
эффективен. Если все предпринимаемые усилия заранее обречены, то действовать
вообще не стоит.  Ву-вей – это качество, которое позволяет непредвзято
смотреть на вещи, искусство быть сами собой, навык естественного поведения и
уверенности в своих силах. Ву-вей проявляется тогда, когда человек не
придерживается условных стереотипов поведения и не задумывается над тем, что
делает. То есть человек подчиняется приказам подсознания, не теряя времени на
логический анализ и сознательную оценку ситуации.
Таким образом, можно сделать вывод, что человек, действующий естественным
образом, отказывается от этических стереотипов. Этика подразумевает
рациональное осмысление поступка и пути его осуществления.  В большинстве
случаев нравственная оценка осуществляется уже после совершения поступка,
результат которого говорит сам за себя.  Сознание человека подвержено влиянию
социальных  и религиозных правил и запретов. Пытаясь определить моральность
своего поступка, человеку приходится обдумывать заранее и оценивать
последствия.
В этом смысле даосы не являются приверженцами нравственных норм. Совершая тот
или иной поступок, человек не должен останавливаться на полпути, чтобы
оценить последствия и вспомнить о правилах поведения. Этические критерии
необходимы тем, кто не ощущает Дао. Неестественные поступки являются насилием
над человеческой природой и нарушают гармония Дао. Даосизм предлагает
жизненную философию естественного поведения, которое минимизирует негативный
опыт.
     
     

Список используемой литературы.

 
1. Малявин В. В., Виногродский Б. Б. Антология даосской философии. - М.:
Товарищество, - 1994.
2. Томпсон. М. Восточная философия.
3. И – Цзин: древняя китайская «Книга перемен». – М.: ЗАО ЭКСМО - Пресс, 2001.
4. Васильев. Л. С.
Цзин: древняя китайская «Книга перемен».

  • главная